пятница, 6 февраля 2015 г.

Журнал Заполары



Наткнулся на интереснейший журнал

http://www.liveinternet.ru/users/zapolara/



http://www.liveinternet.ru/users/zapolara/post189592585/



МАСТЕР-КЛАСС У КАЗНОВЕЦКОГО. МОИ НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Пятница, 21 Октября 2011 г. 14:18 + в цитатник 
Напросившись на мастер-класс к совершенно чужим людям, мы не то чтобы не рассчитывали на такой радушный прием, а даже и мечтать о таком не могли. Нина Григорьевна, жена Василия Николаевича, тоже занимается плетением из рогоза с детства, да и дети, которых у них четверо, тоже плетут.
2827567_3_s18 (700x525, 293Kb)
Если хватит терпения прочитать и посмотреть все фотки, то вы обязательно почувствуете доброту, открытость и гостеприимство этих простых людей из затерявшегося на карте небольшого украинского села Млиновцы Тернопольской области.
Подъехав ко двору, сразу же стало понятно, что именно здесь и живет народный мастер рогозоплетения. Все вокруг было уставлено снопиками рогоза.
2827567_3_s2 (700x280, 186Kb)
Оказывается, именно в таком положении следует сушить рогоз, а не лежа, как это делала я.  Снопы связываются таким интересным способом прямо при заготовке. Мои вопросы посыпались буквально сразу не доходя до порога.
2827567_3_s15 (700x350, 253Kb)
А когда вошли в хату, то от красоты плетеных изделий я просто обалдела. Мебельная стенка у них используется исключительно для хранения всякого разного рогозоплетеного, и никакого хрусталя и прочего, как это обычно бывает.
2827567_3_s6 (700x280, 167Kb)
Пока я засыпала вопросами хозяев, муж с интересом обследовал дом, где располагалась еще куча всяких прикольных штучек. Там было много фотографий, газет и журналов, печатавших статьи о нашем дедуле, в том числе польских, а еще множество предметов старины, к которым здесь относятся очень трепетно.
2827567_3_s7 (700x525, 275Kb)
И, конечно же, в лучших украинских традициях, застолье с пельменями и горилкой. А как трогательно было узнать, что эту тарелку со словами "Дай Боже счастье" хозяева достают только по большим праздникам.
2827567_3_s4 (700x280, 186Kb)
Наше время пребывания у этих людей ограничивалось двумя днями, поэтому в посиделках я принимала участие с рогозом в руках.
2827567_Kolaj (700x280, 184Kb)
Василий Николаевич оказался шутником, да и Нина Григорьевна с чувством юмора, так что мы с большим удовольствием наблюдали за их общением. Кот Васька тоже оказался забавным. Во-первых, выяснилось, что это кошка, а Васька, потому что Василиса. Во-вторых он выступал перед нами как цирковой артист. По команде вмиг  взбирался на плечо, а потом по вытянутой руке добирался прямо до кисти, где было что-то вкусненькое. Этот номер с котом проделал и мой муж, а котяра потом надолго пристроилась у него на плечах, как на диване.
2827567_3_s1 (700x350, 193Kb)
Забавной оказалась и собака по кличке Муха. А прикол состоял в том, что она пастью ловила всех пролетавших мимо мух. Со стороны смотреть на это было очень весело.
2827567_3_s8 (700x280, 180Kb)
Кое-какая живность в хозяйстве имелась еще и во дворе в виде коровы, вот-вот собиравшейся отелиться, двух индюков и десятка кур с утками.
2827567_3_s5 (700x280, 183Kb)
Как в любом мастер-классе, поток информации был огромный и я переживала, чтобы в нем ничего не затерялось и не забылось, а потому, когда дед рассказывал, попросила мужа снимать на видео.
2827567_3_s16 (700x280, 177Kb)
А вечером хозяева устроили нам настоящий концерт. Сначала заводную веселую  украинскую песню спел дед, аккомпанируя себе на баяне. Потом защебетала Нина Григорьевна: "Я тоже хочу!", - мы удивились, но когда дед согласился и они запели вдвоем, мы были просто ошарашены. Нина Григорьевна ударяла то в барабан, то в оркестровые тарелки, от этого песня становилась еще задорнее. Мы насмеялись так, что болели и щеки и животы.
2827567_3_s (700x350, 216Kb)
Селяне, как принято, встают рано. Когда мы проснулись и с сигаретами и кофейком засветились во дворе, были снова шокированы. Василий Николаевич уже забил утку,  тут же Нина Григорьевна ее ощипала и дедуля на вилах  ошмалил ее на сене, которое мне было поручено поджигать.
2827567_3_s3 (700x350, 222Kb)
Пока хозяева разбирались с уткой, мы с их сыном Петром отправились на озеро заготавливать рогоз. Процесс заготовки для меня был наиболее важен, поскольку об этом совершенно негде прочитать, а мой жалкий собственный опыт принес только вопросы. Вот таким самодельным прибором, сделанным из серпа и жнут рогоз прямо под водой.
2827567_3_s9 (700x280, 153Kb)
В этом то и оказался основной секрет. Тот рогоз, который заготавливала я, растет на заливном лугу, т.е. вода на нем стоит только весной , за лето луг высыхает полностью. Потому мой рогоз и был ломким и жестким. А для плетения годится как раз подводная его часть.
2827567_3_s10 (700x437, 292Kb)
Нарезав рогоза, Петр решил слегка порыбачить. Когда я увидела эту рыбалку, не смогла удержаться, чтобы не попросить попробовать самой. У Петра рыба клевала одна за одной. И у меня клюнула! Восторг неописуемый. Моя рыбина была еще больше той, что я держу на фото. Вот только я поспешила ее достать и рыба оборвала леску, уплыв вместе с крючком.
2827567_3_s11 (700x311, 201Kb)
Поскольку запасного крючка с собой не оказалось, то ужин из жареной рыбки был под угрозой срыва, пришлось звонить деду, чтобы принес нам крючки и плыть к берегу.  А пока ждали его, мы с мужем залезли на гору , с которой все село видно как на ладони, и даже насобирали там маслят.
2827567_3_s12 (700x280, 178Kb)
Василий Николаевич появился не только с крючками, а и с обедом. На берегу озера бедненькая уточка казалась еще вкуснее.
2827567_3_s13 (700x505, 333Kb)
Петр с мужем поплыли продолжать рыбалку, а я с дедом поспешила домой. И опять за плетение...
2827567_3_s19 (700x280, 172Kb)
В свободное от моих вопросов время дед доплетал свои недоделки. Он и мужа тоже приобщил к работе, поручил ему разбирать на листья рогозовые пучки.
2827567_3_s17 (700x311, 174Kb)
Наверное, как и все творческие люди, Казновецкие совершенно неприхотливы и не заморочены на быте, они не готовятся специально к встрече  корреспондентов и журналистов, а потому их жизнь мы увидели в чистом виде, как есть.
Оказалось, что тот дом с верандой, где столько всего интересного, где мы ели, спали, пили, пели, плели..., всего лишь летний и не отапливаемый. А живет Василий Николаевич с женой в строении напротив, которое я поначалу восприняла как хозпостройку. Может так оно и есть, но одна комнатка в этой постройке и есть их уютное гнездышко.
Трудно представить себе их жизнь зимой в этой одной комнатушке. И как удается людям при этом не унывать?! Я уж молчу про то что вся пенсия откладывается на строительство памятника в центре села. По-моему, это достойно уважения.
2827567_3_s14 (700x280, 187Kb)
Два дня пролетели, как одно мгновение. За это время я сплела две пары лаптей, одни были малюсенькие, сувенирные, шляпу, корзинку,  две бутылочки. В таком темпе я еще никогда не плела. Я научилась плести и крепить ручки для корзин и бутылок, делать устойчивым дно изделий. Василий Николаевич поделился приемами облегчающими труд, это и крепление формы к изделию, и специальная плоскость для плетения шляп, и плетение начала изделия сидя, а не в наклонку, как я делала раньше. Но главное, что я теперь знаю как правильно заготовить рогоз, это то, ради чего уже стоило туда ехать.
2827567_3_s21 (700x350, 209Kb)
Василий Николаевич дал мне отсканировать книгу  "Секреты народного ремесла", а поскольку ее нужно вернуть, то буду собирать им посылку к Новому году, уж очень хочется сделать этим людям приятное. 
С большим удовольствием я вспоминаю теперь эту поездку. Осталось ощущение, что мы побывали не на мастер-классе у именитого умельца, а в гостях у близких и дорогих людей.




Комментариев нет:

Отправить комментарий