воскресенье, 8 марта 2015 г.

Павел Федирко: «Подходы к развитию Красноярска и края»


25.04.2013 | №2762

Павел Стефанович Федирко - настоящая легенда для Красноярского края. За годы его руководства город и регион стали совершенно другим - активно строящимися, мощными, амбициозными. Причём одновременно город и край менялись по всем направлениям - от промышленности до культуры. Как удалось изменить отношение к целому региону и начать масштабные преобразования, почему по сей день предложения, сформулированные много лет назад, остаются актуальными - в эксклюзивном интервью газете «Городские новости». 


- Павел Стефанович, как Вы, человек, родившийся и выросший на тёплом благодатном юге, оказались в холодной Сибири?

- Действительно, я окончил институт в Ростове. И вместе с приятелем мы получили направление в Красноярск, в Енисейзолото. Пока добирались, деньги закончились. В гостиницу не берут, хотя и должны как молодых специалистов определить. Начали искать, где же это Енисейзолото. Нам порекомендовали пойти в контору Норильского комбината. Она представляла из себя старый деревянный домик. В конторе нас приняли за своих, посадили на самолёт - и в Норильск.

Когда впервые увидел Красноярск, то после Ростова он мне, мягко говоря, не очень понравился. Очень много покосившихся ветхих домиков, слабое благоустройство…

- На партийную работу Вы, как и большинство, через комсомол попали?

- Я прошёл и комсомол, и производство - был главным инженером, директором завода. Потом работал первым заместителем председателя горисполкома Норильска. И тут в Игарке случился большой пожар, после чего сняли первого секретаря горкома. Начали искать, кем его заменить. Так я попал на партийную работу. Надо сказать, что у меня не было ни свата, ни брата, как говорится, которые бы меня тащили вверх по лестнице. Наверное, судьба так складывалась…

В Игарке пришлось не только восстанавливать запасы экспортного пиломатериала, но и, по сути, восстанавливать и формировать новый город. А это всё школа, не только руководства, но и изучения отраслей. Сначала металлургия, потом лесная отрасль.

Через время меня вызывают, говорят: поедешь на новую работу, а куда - не объясняют. Оказалось, на ракетные старты. Сейчас уже об этом можно говорить... Выполняли мы задачу по подготовке первых стартов. И это тоже был большой опыт. Новая отрасль, интересные люди.

Когда первые мощности ввели, Министерство обороны решило забрать объект и меня вместе с ним на военную службу перевести. Но на бюро крайкома меня утверждают заведующим отделом промышленности. Приступил к этой работе. Опять новая сфера, новые задачи.

- А потом Вас направили в город первым секретарём Красноярского горкома партии?

- И именно тогда мне пришлось полностью погрузиться во все задачи и проблемы Красноярска. А их, надо сказать, было немало. В тяжёлом положении оказался Сибтяжмаш - буквально на грани провала. Начали искать варианты, построили новые цеха, организовали производство мостовых кранов, за счёт чего завод встал на ноги.

Да и доехать до завода была целая проблема - был один вариант, через Транссибирскую магистраль. Приняли решение построить путепровод, чтобы развести транспортные потоки, и объездную дорогу, чтобы проехать можно было не только через Красноярский рабочий.

Другой вопрос - молодёжи некуда пойти. Решили построить на правом берегу концертно-танцевальный зал. Курешов Алексей Семёнович, председатель горисполкома, после первых возражений нашёл возможность выделить деньги из городского бюджета. В итоге этот концертно-танцевальный зал очень быстро завоевал популярность у молодёжи.

Центральный парк пришлось перестраивать. Сносить деревянные холупы, которые стояли на его территории. Их было очень много, особенно в сторону радиозавода. Разработали с институтом Гражданпроект новую планировку парка, утвердили. Решили вместо тропинки сделать красивую широкую центральную аллею. Она, кстати, и сейчас в таком виде.

Многие сейчас присваивают себе, что он то или другое сделал. Я так сказать не могу. Мы всегда принимали решение коллективно и утверждали на бюро. И когда я вёл бюро крайкома, став первым секретарём, не лез наперёд с речью. Сначала выслушаю, что скажут, много полезного узнавал. А потом уже в заключении выводы делал.

- Решение по переносу центра Красноярска тоже принималось сообща?

- Мы каждый месяц с архитекторами выезжали, рассматривали разные проекты, обсуждали проблемы и перспективы. Так появилась задача: менять ось города, пустить его не вдоль Енисея, а перпендикулярно, чтобы уйти частично от влияния смога, незамерзающей реки. В генплан был заложен перенос центра города на Взлётку, предусмотрена магистраль от Кузнецовского плато, через Октябрьский мост, мимо так и недостроенного здания Дома советов и до Солнечного. По широкой прогулочной аллее туда можно было пешком бы идти. Теперь уже эту идею не реализовать, хотя что-то поправить можно…

- Павел Стефанович, а что Вас заставляло постоянно идти и идти вперёд и вперёд: обязанность, личный интерес, амбиции?

- Наверное, я должен сказать спасибо своим родителям, что родили и воспитали меня таким настырным. Если уж за что брался, старался доводить дело до конца. Так и здесь было: если уж принял решение, что надо изменить облик Красноярска, работал над этим основательно, смотрел в комплексе. Так было с тем же Центральным парком - мы не только внутри парка облик изменили, мы рассматривали его в комплексе с набережной до Стрелки.

Преображение левобережной площади около Коммунального моста, строительство комплекса современных зданий - это тоже был непростой вопрос. Шёл колоссальный снос. Вместо старых одноэтажных домиков появился оперный театр, гостиница «Красноярск», здание нынешней администрации Красноярска, мостовой переход.

Начали строить это здание как горком партии, а нужен ещё горисполком и крайсовпроф. Что делать? Денег много никто не даёт. Структуры разные. Я начал в Москве поддавливать руководителей. В ЦК зайду, говорю: вы денег не даёте, а рядом горисполком строится. Потом в Совмин иду: горком строится, а вы отстаёте. И так по кругу. Но результат был - все здания выросли, причём вместе, состыкованные, хотя по смете это были совершенно разные объекты. Конечно, за такое и с работы могли снять, но обошлось.

Я, правда, в этом здании так и не поработал ни одного дня. Только мы его ввели, меня поставили вторым секретарём крайкома. Так что передал здание и свой кабинет Владимиру Прохоровичу Капелько.

- На Ваш взгляд, есть какие-то главные качества, которыми обязательно должен обладать руководитель?

- Мне ведь всего 40 лет было, когда я стал первым секретарём крайкома. Молодой был, вот и брался за всё. Но стремился разобраться - и в технической сути вопроса, и людей познать - понять, на кого можно опираться, а на кого не стоит. И всё это при большом напряге сил и энергии.

Очень важно, что были не только личные качества, но и объединяющая идея, программа комплексного развития - в стране, в регионе. Мы работали по такой программе. Можно было каждого вызвать, дать поручение: это твоя часть программы, выполняй. А ещё спросить: что ты сам можешь сделать для программы, внеси предложения. И сейчас такие программы обязательно нужны. Определиться надо по каждому району, городу, по краю в целом - с объектами, сроками. И контролировать потом выполнение, жёстко спрашивать.

В Красноярске я каждое воскресенье почти садился на машину, брал жену, и с контролем - в аэропорт, на объездную дорогу. А наутро спрашивал: сделали или не сделали. И если начинали обманывать, тут же пресекал. Потом перестали лукавить.

Нужно считаться с другими, слушать, перенимать опыт. Нередко бывало: отправишь человека в командировку. Он возвращается - ничего интересного, у нас лучше. А я в ответ: напрасно ты в командировку съездил. Умный человек и в самом плохом увидит хорошее. Потихоньку приучил, стали замечать.

- Но руководитель, наверное, должен быть способен взять на себя решение, может, иногда и вопреки…

- Да, рисковать надо уметь. Бывало, я и с прокуратурой не считался. Сначала дело - потом формальности.

Высотку академии наук мы построили без строчки в титуле, за счёт внутренних резервов. В конце года я академика Марчука пригласил в Красноярск, показываю: оплачивай, мол - вот смета, вот здание. Он отказал сначала, а потом в конце года оказались неосвоенные деньги по Сибирскому отделению наук, и всё оплатили. А здание это по сей день называют лучшим административным по всем региональным отделениям наук.

С аэропортом тоже так было. Только я сел в кресло первого секретаря, буквально на третий день, наверное, звонит министр авиации Борис Павлович Бугаев и говорит: летать в Красноярск не буду, разбега не хватает. Приехал я в Москву, долго с ним разговаривали. А тогда аэропорты строились только в Ташкенте и в Минске. Никому денег больше Москва не выделяла. И мы начали строить за свои. Вбухали больше трёх миллионов. Единственное, Бугаев дал распоряжение, нам проект подготовили. А в конце года по стране опять неосвоение, заплатили нам. А раз заплатили, в следующем году уже строчка появилась. Так и достроили.

Помню, после сдачи здания Дома политпросвещения вызвал меня к себе Павлов - был такой управляющий делами ЦК, - говорит: ты почему здание мрамором отделал, что это за излишества? Да я, говорю, вам деньги сэкономил, без этого пришлось бы каждый год штукатурить да красить. А почему, говорит, тебе дали деньги на общежитие для партийных курсов, а ты гостиницу поставил? Виноват, говорю, но и курсы мы там разместим. А он, мол, не могу я гостиницу себе принять. Ну я и предложил передать её крайисполкому, на этом сошлись.

На месте оперного театра должны были строить музкомедию. В какой-то командировке я побывал в оперном театре. Вернулся, думаю, кто к нам поедет из молодых инженерно-технических работников, если здесь даже оперного театра нет? Захолустье оно и останется захолустьем. И мы театр сделали, но ещё и пригласили известных людей. Наталью Чеховскую, она тогда в Казахстане работала, директором - тогдашнего секретаря парткома Большого театра Юрия Викторовича Дементьева….

- Чем же Вы его в Сибирь завлекли?

- У каждого человека есть желание на какой-то подвиг в жизни. А Красноярск активно развивался, всё строилось, приезжали новые люди.

Когда я пришёл, наш край был чуть ли не на последнем месте среди регионов Сибири по показателям развития, а мы вышли на первое. В три раза выросли объёмы промышленного производства, сельского хозяйства, город превратился в большую стройку. Вот оно, бурление жизни - включайся, работай. Но и условия создавали. И самое главное - комплексный подход, чтобы не на сегодняшний день, а на века. Театр построили - взялись за хореографическое училище, институт искусств, здание мастерских.

- Павел Стефанович, но, думая о высоком, о большом искусстве, Вы одновременно не забывали и о том, что нужна пища для тела…

- Да, и еда нужна, и на селе людям работа нужна. Нельзя всё подчинять одной цели - где подешевле купить. Нужно понимать, что, закупая где-то товары, мы тем самым даём работу другой стране или другому региону, а своих людей оставляем без дела. Я бы в своё время голову оторвал подчинённым, если бы к нам в край приехали из других регионов, к примеру, с огурцами. Что мы не в состоянии сами вырастить овощи или мясо?

В состоянии. Мы открыли Ачинский комплекс, 100 тысяч голов свиней, Манский - 50 тысяч, Майский откормочный - 50 тысяч голов телят. По картофелю не только себя обеспечивали, но и регионы на восток вплоть до Тихого океана и Якутии. Причём поставили себе цель добиться самодостаточности не только по продовольствию. То же самое сделали по бензину.

Ближайший НПЗ тогда был в Ангарске, а потребители, в основном, в нашем крае. В особо ответственные моменты приходилось по нескольку раз в день звонить на завод, в город, в область, на железную дорогу, руководство которой тоже было в Иркутске, - по цистерне выпрашивали. Вытребовал сюда министра, повёз его в Ачинск. В итоге Ачинский НПЗ появился.

А потом и с дорогой вопрос удалось решить. Обратился за помощью к Константину Устиновичу Черненко, он очень хорошо краю помогал. Говорю: до каких пор мы будем мучиться без своего управления железной дороги. Было же оно у нас в крае, и здание даже осталось - хоть сейчас его освободим. Оказалось, такое же обращение есть от кемеровчан. Константин Устинович пообещал решить оба вопроса вместе. Я вернулся в Красноярск, и почти сразу пришло решение ЦК о создании Красноярской железной дороги.

- Сейчас много говорят о том, как удержать людей на Дальнем Востоке и в Сибири, спорят, надо ли столько людей здесь, звучали даже предложения Норильск на вахтовый метод перевести. Вы об этих идеях слышали?

- Всё это не от большого ума. Как что-то можно из края убирать, если здесь такие крупные запасы ископаемых? Сегодня их не в состоянии осваивать, но завтра наступит другое время. Ушла программа по КАТЭКу, но я уверен, придёт время, и он снова во весь голос зазвучит. Так что нужно за каждого человека хвататься и удерживать.

А по Норильску всё надо считать. На вахтовый метод его, конечно, не переведёшь - по тому количеству людей, которое задействовано на производстве. Но пенсионеров, конечно, надо вывозить на большую землю.

- Павел Стефанович, в своё время Вы забрали у свердловчан спартакиаду народов СССР. Сейчас Красноярск живёт идеей принять в 2019 году Универсиаду. Что, по Вашему опыту, нужно сделать, чтобы идея воплотилась в реальность?

- К тому времени - 1982 год - край уже набрал авторитет, поэтому несложно было забрать. И когда я привёз организаторов в Красноярск, они, увидев размах, масштаб Сибири, наши стройки, Саяно-Шушенскую ГЭС, зажглись идеей. И сейчас для нынешних руководителей это важно - вместе работать на общую идею.

Я общаюсь и с губернатором края Львом Владимировичем Кузнецовым, и главой Красноярска Эдхамом Шукриевичем Акбулатовым. Мы говорим в том числе и о программах комплексного развития, которые сейчас создаются и в городе, и в регионе. Сегодня у края новые задачи, и нужно их по-новому реализовывать. Поэтому хорошо, что руководители региона и города продвигают идеи международного уровня, такие, как Универсиада, развитие СФУ, Богучаны. Я буквально на днях смотрел интервью с главой Красноярска, где Эдхам Шукриевич говорил и о своих планах по благоустройству, озеленению, развитию Красноярска. Ещё раз убедился, что он мыслит комплексно, масштабно, а это как раз и нужно большому городу. Так что, думаю, и в вопросе Универсиады мы будем первыми, и этот проект, как и другие, позволит Красноярску развиваться последовательно и комплексно. 

Досье:

Павел Стефанович Федирко

Дата рождения: 13 сентября 1932 г.

Родился в станице Екатериновская Крыловского района Краснодарского края.

Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Начал трудовую деятельность мастером паровозовагоноремонтного завода Норильского комбината.

В 1972 году был назначен первым секретарём крайкома КПСС, став самым молодым региональным руководителем партии.

1987-1992 годы - председатель Центросоюза СССР.

С 1999 года - заместитель губернатора Красноярского края, начальник управления администрации края по взаимодействию с Правительством РФ и иными федеральными органами государственной власти.

С ноября 2001 года по май 2004-го - представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от администрации Красноярского края.

В мае 2004 года назначен советником губернатора Красноярского края.

Почётный гражданин Красноярского края.

http://gornovosti.ru/tema/interview/pavel-fedirko-podkhody-k-razvitiyu-krasnoyarska-i-kraya37503.htm
=
=
12.05.2015

Павел Федирко: «Мы думали больше о людях, об их судьбах, чем о себе»

На протяжении пятнадцати лет Павел Стефанович Федирко был первым секретарём Красноярского крайкома КПСС. В эту эпоху провинциальная сибирская глубинка превратилась в перспективный край больших возможностей.

Он смог вывести регион на лидирующие позиции в стране по экономическим и социальным показателям, создал и приумножил производственный и культурный потенциал региона, которым по праву могут сегодня гордиться красноярцы.

— Павел Стефанович, живя в Москве, насколько тесно вы связаны с Красноярским краем?

— Край большой, и для полного понимания происходящего необходимо там жить. У меня же получается летать в Красноярск всего лишь несколько раз в году. И я считаю, что этого недостаточно для того, чтобы делать объективные выводы и давать оценки. Хотя в феврале текущего года меня губернатор Красноярского краяЛев Кузнецов назначил своим внештатным советником. С Львом Владимировичем у нас схожие взгляды на дальнейшее развитие края. В основном мы обсуждаем, как лучше использовать сегодня тот опыт, который был накоплен в прошлом управленцами крупных предприятий. Ведь за счёт программы комплексного развития экономики и производственных сил в 70-х годах край смог выйти вперёд по сравнению с другими территориями Сибири. И я считаю, что у региона сегодня есть все шансы занять лидирующие позиции не только в Сибирском федеральном округе, но и стране. Сегодня я, безусловно, вижу серьёзные изменения в Красноярском крае. Очень важно для региона, что появилась первая нефть — большой шаг вперёд, успешное развитие и запуск Ванкорского месторождения. Наличие в регионе нефти, электроэнергии, добыча золота позволяют чувствовать себя более благополучно.

Павел Федирко с коллегами— Каким вам запомнился тот Красноярский край, образца 70-х и 80-х годов?

— Дело не в том, что запомнилось, самое важное, что сделано и дало возможность поднять край. Мы тогда отставали практически от всех соседних регионов — Иркутской, Кемеровской, Томской, Новосибирской областей. Только, пожалуй, Тува была хуже нас. Хоть Красноярский край и имел все необходимые ресурсы для самодостаточности, но отсутствовало самое главное — стройная экономическая структура. Мы начали с создания экономики комплексного развития края. Когда я пришёл к управлению, мне было всего 40 лет, считался совсем молодым руководителем такого уровня. С первого дня на меня навалилась куча проблем — с железной дорогой, аэропортом, сельским хозяйством. И всё надо было решать. Не было времени размышлять, смогу или нет. Много острых проблем было в крае. Помню свой первый рабочий день в качестве первого секретаря крайкома КПСС. Звонит министр гражданской авиации и говорит, что в Красноярск прекращаются полёты самолётов. Полоса была короткая, для самолёта при полной загрузке не хватало разбега, и каждый вылет был связан с большим риском. Тогда в Красноярске аэропорт был в черте города, и самолёты взлетали практически над центром. Случись ЧП, город бы пострадал. Таким образом, остро встал вопрос о строительстве нового аэропорта. А финансирование нам никто не выделял. Пришлось искать резервные способы и брать на себя ответственность за строительство фактически без согласования с Политбюро ЦК КПСС. Да и положительное решение нам бы никто не выдал. В стране в те годы строилось всего два новых аэропорта: в Минске и Ташкенте. Но это были республики, а тут мы со своим краем. И тем не менее, спустя год мы уже попали под общее всесоюзное финансирование. Благодаря чему в последующие годы нам удалось с учётом внутренних возможностей построить новый аэропорт в Красноярске, а попутно возвести 70 аэропортов местного значения по всему краю.

Слева направо: Г.И. Марчук, П.С. Федирко на краевой научно-практической конференции «Научно-технические проблемы Норильского промышленного района и пути их решения». 1979 г.— Какими методами вы руководствовались в работе?

— Мы рассчитывали свои силы таким образом, чтобы не вырывать один лакомый кусочек и довольствоваться им, а работать как с перспективными, так и со сложными участками, решать социально-значимые вопросы. Вспомнить хотя бы то, что нам не на чем было вывозить продукцию из края из-за нехватки вагонного парка. Приходилось выпрашивать вагоны в Иркутске. Грузы формировались в крае, а управление железной дороги дислоцировалось в Иркутске. В итоге мы здесь создали своё управление железной дороги, и вопросы были сняты. Серьёзной проблемой долгое время оставалось горючее — бензин, дизтопливо. За каждой цистерной нефтепродуктов обращались за пределы края. А потом построили Ачинский НПЗ, и этот вопрос исчез автоматически. Конечно, мы не стали строить всё и сразу, а занимались поэтапным решением вопросов.

— Павел Стефанович, что ещё из значимого и важного было сделано?

— Самое, может быть, ценное, что именно в 70-80-е годы удалось запустить в работу заводы-гиганты, такие как Абаканский вагоностроительный и Минусинский электротехнический комплексы, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, Саянский алюминиевый, Сосновоборский завод автоприцепов, Саяно-Шушенскую ГЭС, КАТЭК и десятки других крупнейших производств. Конечно, заметно изменилась инфраструктура края. Появились новые дошкольные учреждения и школы, театры и дворцы культуры, больницы и спортивные комплексы, высшие и средние специальные учебные заведения. Укрепился научный потенциал края: появились многочисленные научные коллективы, создана научная материально-техническая база, Академгородок с Красноярским филиалом Сибирского отделения Академии наук СССР.

70-летие Павла Федирко. Торжественное чествование в краевой администрации. 2002 г.— Какими достижениями вы сами больше всего гордитесь?

— Я не ставил для себя в работе задачи, чтобы потом гордиться. Мы думали в первую очередь больше о людях, об их судьбах, чем о себе. Поэтому и занимались решением крупных социально-экономических проблем. Решение одной локальной проблемы влекло за собой решение других. Вообще, специфика Красноярского края такова, что если браться за что-то одно, то надо просматривать и реализацию попутных вопросов, чтобы ничего не упустить. В первую очередь такой механизм позволяет работать на перспективу.

— Какой путь развития можете определить сегодня для Красноярского края?

— Красноярский край в данном вопросе невозможно рассматривать отдельно от страны. В годы перестройки вся Россия переживала шоковую терапию. Даже если бы сегодня сохранились все предприятия, они не были бы конкурентоспособными, ведь технологии и оборудование устаревают. Разговор сейчас правильный идёт, что надо становиться на путь инновационного развития. На мой взгляд, это верный вектор. Тем более что у нас возможностей намного больше, чем у других регионов страны. Хорошая сырьевая база создаёт все предпосылки к тому, чтобы только совершенствовать территорию и выходить на новые, более высокие экономические показатели.

— Как вы считаете, может быть, сейчас пришло время молодых управленцев?

Павел Федирко— Вообще я очень часто задумывался над этим вопросом. Я уверен, что, безусловно, ориентиры надо делать на молодых. Молодые амбициозные управленцы хорошо вписываются в формат Красноярского края. В управлении необходим рискованный подход, делать многое надо быстро и не оглядываясь, а это больше свойственно молодым. И хорошо, что в крае есть уже некая традиция, когда к власти приходят политики нового поколения. Я считаю, что Александр Хлопонин, Лев Кузнецов — яркие примеры управленцев нового времени. Это радует. Причём хорошо даже не то, что они молодые политики, а то, что у них уже есть серьёзный опыт ведения бизнеса, опыт успешной реализации крупных проектов. К власти приходят люди с опытом реальной работы. Это большой плюс для края, да и в целом для страны. Все мы помним, как Александр Хлопонин пришёл в край с совершенно другим принципом работы. Безусловно, это изменило и подходы к работе кабинета министров и руководства края. В регионе стали работать «на опережение», сосредоточились на решении стратегических проблем, и результат виден. Сегодня Красноярский край — лидирующий регион по многим показателям. И, как мне видится, крайне важно, что Лев Кузнецов продолжил управление именно в таком ракурсе.

— Вы жалеете о чём-нибудь, чего не успели сделать?

— Жалеть некогда было. Да и потом так случилось, что всё время меня нагружали и направляли на серьёзные участки. Это меня воспитало идти только вперёд. Конечно, большое влияние имеет воспитание родителей и собственный характер. Я всегда всему учился. На разных рабочих этапах постоянно приходилось прислушиваться к толковым людям, перенимать их опыт. Мне приходилось много ездить по районам края и общаться с разными людьми, для меня это учёба и бесценный опыт на всю жизнь. И сейчас, на пенсии я вспоминаю все эти моменты с определённой радостью и гордостью, что это было в моей жизни. Поэтому жалеть не приходится, потому что просто не о чем.
http://krskplus.ru/society/articles/482338
=

1 комментарий:

  1. Я хочу поделиться свидетельством о том, как г-н Бенджамин помог мне с займом в 2 000 000,00 долларов США для финансирования моего проекта фермы по выращиванию марихуаны, я очень благодарен и пообещал поделиться этой законной финансирующей компанией с любым, кто ищет способ расширить свой бизнес-проект. .финансирующая компания. Любой, кто ищет финансовую поддержку, должен связаться с ними по адресу lfdsloans@outlook.com. Г-н Бенджамин также работает в WhatsApp + 1-989-394-3740, чтобы облегчить задачу любому заявителю.

    ОтветитьУдалить