четверг, 19 марта 2015 г.

Владимир Богданов: Лоза из Эпохи Возрождения

=
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:twpoR4kk7WYJ:poan.ru/lider/260-bogda+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

Владимир Богданов: Лоза из Эпохи Возрождения

Владимир Богданов в картинах Эпохи Возрождения, давшей миру целую плеяду выдающихся художников, разглядел уникальный стиль, в котором изготовлены обычные бытовые вещи, не бросающиеся в глаза  обычному зрителю.


Став мастером лозоплетения, Владимир предпочитает, чтобы его изделия были, прежде всего, надежны и функциональны, а также непременно были востребованы людьми в повседневной жизни.
Владимир, история лозоплетения довольно древняя. Перед тем, как заняться этим искусством вы изучали его корневые основы?
- Лозоплетение древнее кузнечного и гончарного искусств. Только человек начал жить, как он сразу начал мастерить жилища, утварь, орудия. Поэтому лозоплетение имеет очень богатую историю.
 
А как выбор пал именно на лозу?
- Когда передо мной стал выбор, чем заняться, то стало очевидным, что в этом регионе не так много сырья. Здесь можно заниматься бондарным ремеслом, но для этого надо жить в подтаежной зоне, чтобы делать клепку. Береза здесь в основном с наростами, больная, поэтому чтобы заниматься берестой надо тоже куда-то выезжать. Глина в самом Каратузе не очень хорошего качества, она с песочком. Вот так, перебирая разные источники сырья, я остановился на лозе.
Иву оказалось проще найти в Каратузском районе?
- Первые годы работал с дикой лозой, которой в этих местах растет пять сортов. Но потом понял, что этот регион бедный на ивушку, и начал выращивать сам. С разных городов и из разных питомников брал различные сорта, сначала их было более десяти. Сейчас я выбраковываю, и осталось всего восемь. У меня растут еще и экспериментальные сорта, но я пока не принял решение, выращивать их на плантации. Они пока не показали себя как следует в работе, и не понятно до конца, какого они качества.
 
Какой сорт вы больше выделяете среди других?
- Среди растущих у меня сортов – Каспийский, у которого практически нет боковых побегов, то есть можно сажать вдоль забора в один ряд, и не будет отходов.
А что за высокий сорт у вас растет на плантации?
- При закладке плантации мастеру желательно определить, чем он хотел бы заниматься. Если это мебельщик, то на заднем крае плантации у меня стоит Американка гигантская, которая вырастает до трех с поливной метров за сезон, она дает хоршую толщину, раскалываемость на ленты хорошая. Если это больше корзиночное направление, то нужны гибкие и вязкие сорта. Это Волочниковая  трехтычинковая. Если декоративная направленность, то Каспийская одна из самых  лучших, у нее очень тонкий и длинный прут до двух с половиной метров за сезон, но внизу она как карандаш, то есть она тонкая и не ветвится.
 
Перед тем, как высадить лозу на плантацию вы много экспериментируете?
- Да.  На экспериментальной площадке у меня растет северный вариант Ивы пурпурной, это Курайка, Американка польская. Но пока я еще не решил, буду ли я здесь их выращивать, или они так и останутся у меня в питомнике. В этом году избавился от Остролистной, выкорчевывал более двухсот корней, так как сорт сильно ветвится. Хотя он хороший, местный, районированный, к середине октября полностью сбрасывает листву, но имеет очень много боковых побегов и много от него отходов. Есть сорта, которые в этом регионе так до конца и не выспевают, поэтому с этим тоже приходится мириться. Например, верхняя часть Американки гигантской так и остается невызревшей, ее приходится немного обрубать. Но она совсем не сбрасывает листву, зимой идет снег, а она стоит зеленая. Потом листья замерзают и опадают, а так сами не сбрасываются. Вообще, лозу желательно резать только после того, как  она сбросит листву.
 
Ивушка зеленая воспета в народной песне. А действительно ли лоза может передавать что-то такое особенное?
- Это вообще свойство природного материала. И когда мастер с ним работает, он имеет особенность передавать то, что человек в него вкладывает. Природный материал это всегда здорово и интересно. И контакт человека с природой сохраняется. Песен много сложено и спето, поэтому трудно к ним что-либо добавить.
Из лозы раньше плели колыбели, наверняка мастера имели особые секреты при их изготовлении. Не можете поделиться каким-нибудь из них?
- Секреты есть не только при плетении колыбелей. Желательно, чтобы мастер знал человека, для которого он будет что-то делать. Тогда выстраивается определенная связь между этим человеком, мастером и изделием, формируется определённое поле, мыслеобразы. То есть надо не просто производить для рынка, где неизвестно кто купит. Когда мастер работает и думает о заказчике, он накладывает определенные вибрации, которые будут для конкретного человека наиболее гармоничны. В восточной традиции эта взаимосвязь была важным аспектом. И те силы, покровительствующие мастеру, принимая участие в изготовлении изделия, начинали заботиться о том человеке, при котором оно будет потом жить.

Какому виду лозоплетения вы отдаёте предпочтение?
- Начинал я чисто как корзиночник. Это направление мне нравилось, и именно его я в первую очередь  освоил. Затем меня пригласили в детско-юношеский центр «Радуга» преподавать детям, и там стало востребовано декоративное направление – поделки, цветочки, стрекозки, зверушки. Я съездил к мастеру, немного подучился и стал делать еще и такие вещи. А потом жизнь сподвигла к тому, чтобы какие-то моменты мебели делать – кроватку, колыбельку ребеночку, табуретки, столики. Но это разные направления. Как правило, мастер формирует себя в чем-то одном. Он может многое, но делает что-то одно. Я, например, корзиночник.
 
Душа, все-таки тянется к корзинам?
- Да. Хотя у лозы очень широкий спектр. Мы просто многое утратили, даже раньше кровлю умудрялись делать из лозы, обмазывали каким-то составом глины, ее сушили на солнце, она держала влагу. Сейчас больше в моде дизайнерское направление. Люди хотят, чтобы ярко было.
А я многое черпал, изучая картины эпохи Возрождения, когда мастера того времени больше реалистично изображали быт, вещи. И наблюдая, я пытался делать именно эти направления. А у них там достаточно мощные ручки, долговечные прочные загибки. Сейчас это редко встретишь, сегодня делают ажурные загибки, которые быстро ломаются, и надо будет вновь покупать новые. С точки зрения современного дизайнера, все правильно. А мне хочется, чтобы эти корзинки из поколения в поколение передавались, то есть были долговечными, надёжными, прочными и в тоже время простыми и доступными в цене, чтобы они мели больше функциональное значение, чем декоративное.
 
Дети с энтузиазмом берутся за лозоплетение? Есть в них будущее?
- Конечно, есть. Дети должны быть лучше нас, какой тогда смысл в них, если они будут хуже. Но нельзя сказать, что это носит массовый характер, потому что современная тенденция больше ведет к компьютерным, спортивным направлениям. Но тот темперамент усидчивый, который есть у ребенка, позволяет детям заниматься. Им нравится. А завлечь их можно тем, что они делают изделия, которые остаются у них. Практически занимаясь несколько месяцев, дети с каждого занятия уносят по изделию. Они этим делятся, хвалятся, ходят гордые, у них даже покупают друзья, родственники. При занятиях с детьми мне больше хочется, чтобы они делали функциональные вещи. А если по большому счету, то мне хочется выращивать маленьких ремесленников.
Андрей Поляков
=

Комментариев нет:

Отправить комментарий